Содержание:
Известный, любимый, насчитывающий более полувека истории и вечно молодой бренд спортивной обуви – Nike. Кто бы предсказал начинающему предпринимателю Филу Найту в далеком 1963 году, что его несмелые опыты по продаже спортивной обуви положат начало коммерческой легенде! А знаменитая «летящая запятая», красующаяся на всех фирменных товарах, стала одним из самых узнаваемых на планете Земля логотипов.
Если проследить ситуацию поэтапно, рождение бренда выглядело так: вначале было мини-предприятие Blue Ribbon Sports, впоследствии переименованное в Nike. Значительно позже, в 1971 году, появился логотип первой версии. В 1988 году «найковская» атрибутика дополнилась слоганом. Но лучше обо всем по порядку – рождение и развитие легендарной символики включает массу интереснейших моментов.
Что означает логотип Nike?
Динамичный зигзаг символизирует крыло богини победы Ники из древнегреческого пантеона; ну а на чем делать акцент предпринимателю с говорящей фамилией Найт – достаточно изменить одну букву. Еще есть легенда, что крылатая божественная леди приснилась одному из коллег Найта, а тот поделился идеей. Но смысл, заложенный в изображение, отнюдь не божественный: это визуализация позитивной энергии, ветра, свистящего в ушах при скоростном беге.
Как рождался Swoosh
Более распространенное обозначение символа – «свуш», то есть «галочка». Удивительно, но своим рождением он обязан не какому-нибудь именитому специалисту, а молодой девушке, тогда еще студентке Portland State University Каролине Дэвидсон: начинающему талантливому дизайнеру.
На создание «свуша» у Каролины ушли почти сутки, целых (или всего?) семнадцать часов. Множество попыток не принесли успеха, но когда поверх названия фирмы лег вихревой завиток запятой – стало ясно: получилось то, что надо. А если кому-то кажется, что логотип Nike похож на эмблему «Адидас», совпадение не случайно: Каролина учла конкуренцию брендов.
Увы, отец-основатель Фил Найт далеко не сразу оценил находку, при первом взгляде остался недоволен. Он согласился «попробовать» предложенный логотип только после долгих уговоров.
Цена и ценность
Студентам много не платят: это аксиома. Дизайнер Дэвидсон получила за свою гениальную разработку всего 35 долларов. Но, к чести владельцев компании, несправедливость была исправлена, пусть спустя годы: Каролине подарили эксклюзивное кольцо с чистейшим бриллиантом. И все?! Да нет: еще пакет акций Nike, обеспечивший миллионное состояние.
Приятно, когда есть надежда: твои заслуги рано или поздно оценят по достоинству.
Изменения в неизменном
Сейчас все привыкли видеть логотип в виде запятой на кроссовках, но мало кто знает, что впервые «галочку» разместили… на футбольных бутсах. Почти не осталось свидетелей тех далеких времен, когда цветовое решение было красно-белым: энергичный спортивный порыв со страстной волей к победе, плюс чистейшее благородство намерений.
Теперь логотип Nike черно-белый; это не отступление от концепции, а всего лишь дань изменившимся эстетическим приоритетам. Что поделать, мода диктует свои правила.
В целом же эмблема осталась практически такой же, как была полвека назад: решение оказалось настолько удачным, что не требовало кардинального ребрендинга, разве что мелких усовершенствований.
Сила слогана
Летом 1988 года повсеместно узнаваемый логотип был подкреплен новым слоганом: Just Do It. Девиз появился в тяжелый для компании период, когда пришло осознание, что необходимо переориентироваться на другую аудиторию – не столько профессиональных спортсменов, сколько приверженцев спортивного стиля. «Просто сделай это»: три слова, изменившие финансовое положение Nike, а также вошедшие в историю как один из самых удачных бизнес-слоганов.
Простую и многозначную эмблему пропагандируют звезды профессионального спорта, такие как баскетболист Майкл Джордан и теннисистка Мария Шарапова, а больше того – миллионы поклонников великолепной обуви во всех государствах на земном шаре.